«Нет, не дана мне власть над вами...»
«...в его маленьких рассказах и сказках, иногда в несколько страничек,
положительно исчерпано все содержание нашей жизни,в условиях
которой пришлось жить и Гаршину и всем его читателям»
Г.И. Успенский
14 февраля 2015 года исполняется 160 лет со дня рождения прозаика, искусствоведа и критика - Всеволода Михайловича Гаршина. Будущий писатель родился в имении Приятная Долина в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область Украины), в старой дворянской семье, ведущей свою родословную, по преданию, от золотоордынского мурзы Горши.
Его детство прошло в военной среде (отец Всеволода - Михаил Гаршин был офицером кирасирского полка), и позднее он вспоминал: "Как сквозь сон помню полковую обстановку, огромных рыжих коней и огромных людей в латах, белых колетах и волосатых касках. Вместе с полком мы часто переезжали с места на место; много смутных воспоминаний сохранилось в моей памяти из этого времени, но рассказать я ничего не могу, боясь ошибиться в фактах".
Уже ребенком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие (впоследствии страдал приступами нервного расстройства).
Жажда самопожертвования, обостренная совестливость, осознание личной ответственности за совершаемое в мире зло - все это станет позднее определяющими чертами главных героев его произведений.
В 1876 году состоялся творческий дебют писателя - был напечатан его очерк «Подлинная история Энского земского собрания».
В 1877 году, прервав свои занятия в Горном институте, Гаршин отправляется добровольцем на русско-турецкую войну. Военные впечатления позже легли в основу таких рассказов, как «Четыре дня», «Очень коротенький роман», «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус»; герой последнего мучается в тяжелой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью.
Всеволод Михайлович сразу заявил о себе как мастер психологического рассказа. Писатель очень остро воспринимал все, что происходило вокруг него, и ярко выразил трагизм мироощущения людей своего поколения в рассказе «Ночь».
В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов — «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его и будет уничтожено все зло мира. По словам И.С. Тургенева в этом рассказе Гаршин дал прекрасную иллюстрацию тезиса о вечном противостоянии двух «особенностей человеческой природы» - «донкихотства» и «гамлетизма». Позднее самого писателя часто отождествляли с героем рассказа, называли «современным Гамлетом», мучительно переживающим «тяжелый кошмар» жизни.
Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Чехова. Сюжеты новеллы Гаршина несложны. Она построена всегда на одном основном мотиве, развернутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определенности. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей - «Происшествие», «Художники», «Надежда Николаевна». Количество действующих лиц очень ограничено.
Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определенность выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжет. Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» («Четыре дня»).
Написал Гаршин совсем немного – лишь несколько десятков небольших рассказов, новелл и коротких сказок («Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе»). Но это немногое внесло в литературу ту ноту, которой в ней прежде не было или она не прозвучала столь сильно, как у него.
Библиотекарь I категории Татьяна Терновая